Инновационная деятельность
Инновационный проект
«Разработка и реализация цифрового учебно-методического комплекса как средство совершенствования ИКТ-компетенций педагогов дошкольного образования».
Научный руководитель проекта: Лавров Михаил Евгеньевич, директор ГПОАУ ЯО Ярославского педагогического колледжа, к.пед.н.
Научный руководитель от ФИРО РАНХиГС: Тарасова Наталья Владимировна, директор научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС, к.пед.н., доцент.
Срок реализации: 31.03. 2021г. – 31.12.2024г.
Задачи государственной политики в сфере образования, сформулированные в основополагающих документах, на решение которых направлено исследование.
Научный руководитель проекта: Лавров Михаил Евгеньевич, директор ГПОАУ ЯО Ярославского педагогического колледжа, к.пед.н. Научный руководитель от ФИРО РАНХиГС: Тарасова Наталья Владимировна, директор научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС, к.пед.н., доцент. Срок реализации: 31.03. 2021г. – 31.12.2024г. Задачи государственной политики в сфере образования, сформулированные в основополагающих документах, на решение которых направлено исследование. |
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» – «…созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся».
Национальный проект «Образование»:
-
федеральный проект «Цифровая образовательная среда» – «Цель федерального проекта: создание к 2024 году во всех образовательных организациях всех уровней современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникативной инфраструктуры, подготовки кадров…..»;
-
федеральный проект «Новые возможности для каждого» – «Цель федерального проекта: создание к 2024 году условий для непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков,…….».
Актуальность и новизна проблемы.
Современная эпоха является эпохой активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Развитие коммуникационных и информационных технологий идет очень быстрыми темпами. Дистанционное обучение на данный момент является одной из самых актуальных тем, обсуждаемых в ряду инноваций в системе образования, особенно в системе дошкольного образования.
В условиях эпидемиологической ситуации, сложившейся в стране и режима повышенной готовности, образовательный процесс был переведен в дистанционный формат с использованием мультимедийных технологий. Образование вышло на новый формат взаимодействия всех членов педагогического процесса.
До недавнего времени все, что касалось дистанционного образования, технологий, имело отношение к профессиональному образованию, обучению взрослых, школьников, но не к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста. Отсутствовала широкая практическая потребность в данной форме обучения в дошкольных образовательных организациях. Но в сложившихся условиях перестраиваться пришлось и дошкольной системе образования.
Все дети дошкольного возраста и их родители оказались в ситуации необходимости освоения содержания основных образовательных программ дошкольного образования без возможности непосредственного взаимодействия с педагогом. Деятельность педагога переформатировалась на дистанционный режим, изменив основные формы работы с детьми и родителями. Встал вопрос о переходе дошкольных образовательных организаций в режим оказания родителям психолого-педагогической, методический и консультативной помощи по вопросам воспитания и освоения детьми содержания дошкольного образования с использованием дистанционных технологий.
Как показывает практика, реализация процесса образования и воспитания в дистанционном формате в дошкольных образованных организациях сопровождается многими трудностями. А именно, необеспеченность дидактическими разработками и методическими пособиями процесса реализации дистанционного обучения, а также программ презентационной и анимационной графики, с целью развития у дошкольников речи, памяти, внимания, моторики. Низким уровнем владения педагогами образовательными технологиями, которые реализуются с применением информационно-телекоммуникационных сетей. А также, отсутствие комплекса требований, предъявляемых к дистанционной форме обучения для организации работы с детьми дошкольного возраста при реализации образовательных программ.
Таким образом, актуальность и новизна темы проекта определяются:
-
возрастающими в современных условиях требованиями к профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования, связанными с включением в неё ИКТ-компетенций;
-
повышению мотивации педагогов к познанию и использованию дидактических свойств ИКТ и недостаточной разработанностью приёмов и методов, позволяющих предложить модель совершенствования ИКТ – компетенций педагогов.
Цель. Разработка и апробация цифрового учебно-методического комплекса с применением аудиовизуальных технологий в рамках совершенствования ИКТ-компетенций педагогов дошкольного образования.
Основные задачи.
1. Рассмотреть организационно-методические подходы внедрения дистанционного обучения в дошкольных образовательных организациях.
2. Выявить профессиональные дефициты педагогов дошкольных образовательных организаций в области информационно-коммуникационных технологий.
3. Разработать и апробировать компоненты цифрового учебно-методического комплекса в рамках практики студентов специальности 44.02.01 Дошкольное воспитание.
4. Провести цикл семинаров, мастер-классов для педагогов дошкольных образовательных организаций по разработке элементов учебно-методического комплекса с применением аудиовизуальных технологий.
5. Определить структуру ИКТ-компетенции как интегративного показателя профессионализма педагога дошкольного образования и критерии оценки уровня сформированности данной компетенции.
Календарный план.
Наименование этапа |
Сроки выполнения этапов |
Исполнители |
Организационный этап |
апрель – декабрь 2021г. |
ГПОАУ ЯО Ярославский педагогический колледж |
Аналитико-разработческий этап |
январь 2022 г. – июнь 2023г. |
ГПОАУ ЯО Ярославский педагогический колледж, ДОО – участники проекта |
Экспериментальный этап |
август 2023г. – июнь 2024г. |
ГПОАУ ЯО Ярославский педагогический колледж, ДОО – участники проекта |
Обобщающе-систематизирующий этап |
август 2024 г. – декабрь 2024 г. |
ГПОАУ ЯО Ярославский педагогический колледж |
Мониторинг процесса экспериментальной работы
-
поддержка интернет-представительства проекта на сайтах образовательных организаций (участников проекта);
-
оценка результативности этапов проекта:
-
посредством экспертных оценок, фиксированного наблюдения, анкетирования два раза в год (в начале и в конце года), с последующим анализом полученных данных и коррекцией экспериментального процесса;
-
по показателям оценки процессов экспериментальной работы.
Качественные показатели:
-
Активизация в дошкольных образовательных организациях процесса использования современных информационно-коммуникационных технологий.
-
Изменение процессуальных аспектов образовательной деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций: использование ИКТ, приемов, методов работы в дистанционном обучении.
-
Положительные отклики администрации, педагогов дошкольных образовательных организаций о результатах реализации экспериментальной работы.
-
Повышение профессионального уровня педагогов дошкольного образования через совершенствование ИКТ-компетенций.
-
Приобретение студентами специальности 44.02.01 Дошкольное воспитание новых умений и навыков в рамках организации дистанционного обучения в будущей профессиональной деятельности.
Количественные показатели:
-
Вовлечение в экспериментальную работу за 2021 – 2023 гг. не менее 5 дошкольных образовательных организаций Ярославской области.
-
Включение в процесс экспериментальной деятельности не менее 2 педагогов от каждой дошкольной образовательной организации, участника экспериментальной работы.
-
Представление цифрового учебно-методического комплекса с применением аудиовизуальных технологий.
-
Подготовка методических продуктов по направлениям:
-
организационно-методические подходы внедрения дистанционного обучения в дошкольных образовательных организациях;
-
создание цифрового учебно-методического комплекса с применением аудиовизуальных технологий.
5. Публикации в рамках научно-практических конференций регионального, всероссийского и международного уровней; в изданиях с российским индексом научного цитирования (РИНЦ), не менее 3 в год;
6. Организация и проведение не менее 5 семинаров / мастер-классов для педагогов дошкольных образовательных организаций по разработке элементов цифрового учебно-методического комплекса с применением аудиовизуальных технологий.
Предложения по внедрению результатов в массовую практику
-
диссеминация практического опыта, проведение семинаров, конференций, круглых столов по теме экспериментальной работы;
-
публикации в рамках научно-практических конференций регионального, всероссийского и международного уровней; в изданиях с российским индексом научного цитирования (РИНЦ);
-
тиражирование учебно-методических материалов, методических рекомендаций по теме экспериментальной площадки в дошкольные образовательные организации и в образовательные организации высшего и среднего профессионального образования педагогической направленности;
-
внедрение в практику дошкольных образовательных организаций Ярославской области компонентов цифрового учебно-методического комплекса.
Промежуточный отчет за первое полугодие 2018-2019 учебного года
Промежуточный отчет за первое полугодие 2019-2020 учебного года
Сведения о контактном лице: Кругликова Елена Евгеньевна, старший воспитатель, email:yardou068@yandex.ru, тел./факс 51-37-89
Материалы по мастер-классу 19.11.2019г. "Адаптированная образовательная программа: вопросы и ответы"