Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)
Это совокупность обязательных требований к образованию определённого уровня, утверждённых федеральным органом исполнительной власти.
Уровень образования – завершённый цикл образования, характеризующийся определённой единой совокупностью требований.
Документы, лежащие в основе разработки ФГОС:
-
Конституция РФ;
-
Законодательные документы РФ, в том числе «Закон об образовании в Российской Федерации»;
-
Конвенция ООН о правах ребёнка;
-
СанПиНы.
Основные принципы Стандарта
-
Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
-
Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
-
Уважение личности ребёнка;
-
Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка.
Цели Стандарта
-
Повышение социального статуса ДО;
-
Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
-
Обеспечение государственных гарантий уровня
и качества образования на основе единства обязательных требований; -
Сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.
Основные принципы Дошкольного Образования
-
Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение детского развития;
-
Индивидуализация дошкольного образования;
-
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
-
Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
-
Сотрудничество Организации с семьёй;
-
Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
-
Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
-
Соответствие условий, требований, методов возрасту
и особенностям развития детей (возрастная адекватность); -
Учёт этнокультурной ситуации развития детей.
ФГОС. Образовательные области
-
Социально – коммуникативное развитие;
-
Познавательное развитие;
-
Речевое развитие;
-
Художественно – эстетическое развитие;
-
Физическое развитие.
Социально – коммуникативное развитие
-
позитивная социализация детей дошкольного возраста;
-
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Познавательное развитие
-
развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие.
Речевое развитие
-
Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа
Художественно – эстетическое развитие
-
Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
-
Становление эстетического отношения к окружающему миру.
Физическое развитие
-
гармоничное физическое развитие;
-
формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой;
-
формирование основ здорового образа жизни.
Целевые ориентиры дошкольного образования
-
Представляют собой социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня ДО;
-
Определяются независимо от форм реализации Программы;
-
Не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), не являются основой объективной оценки подготовки детей.
Страница обновлена 19.09.2024